четверг, 11 ноября 2010 г.

Памятники и память

Всякий, кто едет по  Чуйскому тракту вольно или невольно обращает внимание на обилие  памятников, расположенных по обе стороны дорожного полотна. В основном  скромными скорбными  обелисками отмечены места гибели людей:  тракт излишней лихости не прощает. Вот и мелькают они на обочинах, как предупреждение всем едущим - Не торопись. Успеешь опоздать!
Глядя  на эти скорбные отметины, я невольно задался вопросом: А  есть ли памятник тем людям, что положили свои жизни на строительстве тракта? Оказалось что - НЕТ!
Многие, с кем довелось разговаривать на эту тему, кивают в сторону  легендарного грузовичка – «полуторки», что высится на пьедестале  в районе выезда из Бийска: Вот, мол, памятник   строительству тракта. Я в  корне не согласен с такой точкой зрения. Это скорее памятник отечественному автопрому, чем людям, которые  каждый день под  зорким оком конвоя  вели  автодорогу к  границе с Монголией. Хотя,  признать, есть  в том же Бийске памятник заключенным. И находится он неподалеку от той самой полуторки.  Дело в том, что  прежде тракт  начинался вовсе не там, где мы сейчас  ездим. Он начинался несколько левее (если  двигаться из Бийска в сторону Горного Алтая)  Так вот,  в этом самом  "старом" начале  тракта  сегодня находится производственная  площадка предприятия  "Бийскавтодор".  А в тридцатые годы, когда шло строительство тракта, там была "командировка", "командировочными" в которой, естественно, были  заключенные. Но тема эта на сегодня по понятным причинам  закрыта и не озвучивается. Зато  на пьедестале красуется "полуторка"...
Когда я поделился своими соображениями о  такой "памяти" к  строителям и строительству тракта с людьми, которые, как я считал,  смогут понять и поддержать, то, надо признать,  разочарование  моё было слишком велико:  "  А зачем  это нужно?!" – вот, примерно, что я услышал от них.
Ладно, оставим это, как говорится,  за кадром. В конце – концов,  каждый имеет право воспринимать  этот мир таким  каким он его видит,  и  в каком ему удобнее жить.
Искания в этом направлении привели к встрече  с интереснейшим человеком, настоятелем церкви в Шебалино отцом Павлом. Достаточно было произнести  пару слов, что бы  Павел Александрович  понял о чем идет речь и  поддержал идею. Во время недавней встречи непосредственно в Шебалино, он сказал, что готов поднять вопрос  создания мемориала строителям  Чуйского  перед  депутатами районного совета. Еще одним союзником в этом деле стала   Елена Анатольевна Грехова - сотрудница Бийского  краеведческого музея, которая  давно  занимается историей  Чуйского тракта.
 В "наших" рядах  оказалась  и Людмила Тислицкая -  журналист из шебалинской районной газеты "Сельская новь", которая готова вести работу над  этой темой непосредственно  через газету. Готова поддержать материально и руководитель одного из новосибирских предприятий. И наконец, что особо радует, не все мои коллеги по автотуризму  оказались равнодушными к мемориалу. Многим интересна  эта тема. Многие готовы  помочь, поддержать и что  особенно важно ( процитирую Владимира Коршака) :
- Важно, что бы  именно  МЫ  выполнили эту работу, а не невесть какие строители.  Думаю, будет правильно, если мы приедем  на указанное место  и своими руками поставим мемориал.
Согласитесь, такие слова дорого стоят.
По  предварительным прикидкам ( после консультаций с отцом Павлом) предполагается
что мемориал расположится в районе села Топучая, за которым, как известно,  начинается Семинский перевал. Я просмотрел несколько точек возможной установки.  Все они будут представлены  специалистам администрации Шебалинского района и, надеюсь, мы получим положительный результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий