среда, 10 ноября 2010 г.

История строительства Чуйского тракта.

Пожалуй, немного найдется в мире дорог, которые  имеют столь трагическую и интереснейшую историю, как  Чуйский тракт. "Великий путь из Китая в Россию", "Дорога жизни", "Дорога вымощенная костями и политая кровью" - эти и аналогичные определения  более чем семистам километрам, петляющим по степям и карабкающимся по  горным перевалам Алтая.
Пожалуй каждый, кто  впервые  сталкивается с трактом и с Горным Алтаем  оставляет на его просторах частичку  себя: невозможно остаться равнодушным к вензелям тракта, к  его великолепному  обрамлению величем  горных хребтов, вдоль которого  тянутся версты Чуйского.
Этот блог  по задумке автора  полностью будет посвящен  ИСТОРИИ  тракта. КЕМ, КАК  и КОГДА он был создан? КТО трудился над перевоплощением  непроходимых топей и  неприступных горных перевалов  в  километры  соверемнной дороги? ЧТО окружает тракт на всем его протяжении?  Ответы эти и многие другие вопросы, которые задает тракт,  надеюсь, помогут гораздо лучше узнать  тракт и приподнять завесу над некоторыми тайнами, которые  есть в его истории.

Краткая хронология  строительства  Чуйского тракта

.1788 г. -первые сведения о Чуйском тракте в письменных источниках. В начале 40-х годов Х1Хвека - русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач. В 50-60 годы века - у р.Бураты начинает действовать ярмарка.
60-е годы XIX века - делается участок дороги от Бийска до Алтайска и дальше до Шабалино на средства, выделенные купечеством.
1869 г. - генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов записку, в которой обосновал необходимость устройства колесной дороги вместо вьючной.
1877 г. - перестраивается участок от Шебалино до Онгудая.
1879 - 80 гг. - Онгудай - Хабаровка. От Хабаровки до монгольской границы путь был исключительно вьючный.
1885 г. - первые изыскательские работы на Чуйском тракте ведут инженеры М.А.Брещинский и техник А.И.Александров.
1892 г. - исследование на Чуйском тракте провел техник Н.Ивачев.
1900 г. - по непосредственному ходатайству князя Вяземского в Горный Алтай направлены исправник С.П.Лучшев и инженер И.И.Биль. Они составили смету о расчете ширины дороги в бомах 3,5 аршин, а в остальных мастах 5 аршин. Дорогу на подрядных условиях строили крестьяне близлежащих сел.
5 мая 1901 г.- начались работы по устройству колесной дороги сразу на перевале Чике-Таман, поскольку до него колесная дорога уже существовала.
16 июня1901 г. -под руководством поручика Федорова прибыла партия в Бийск, а затем в Хабаровку для проведения^ взрывных работ на болотах.
1903 г. - колесная дорога была проложена на всем протяжении Чуйского тракта. Существовали 3 паромные переправы.
1913 -1914 г. - изыскательские работы на Чуйском тракте под руководством техника В.Я.Шишкова, который предложил правобережный Катунский вариант.
Май 1922 г. -Чуйский тракт объявлен дорогой государственного значения.
1922 г. - строится первый мост на Чуйском тракте у с. Усть- Сема, автор и руководитель А.И. Труевцев.
Май 1935 г. -деревянный мост через Бию в г. Бийске по проекту инженера
А. Кнушевицкого.
Ноябрь 1935 г. -деревянный мост через р. Ишу построен по проекту и под руководством А.И. Труевцева.
1936 г. -первый в мире двухкабельный висячий мост через р. Катунь, спроектирован инженером С.А.Цаплиным. Существует ныне как памятник мостостроения.
1956 - 1957 г. - проведены работы по капитальному ремонту участка дороги
Усть- Сема- Шебалино, с устройством черного покрытия.
1958 г. - начаты работы по капитальному ремонту участка Бийск- Майма.
1959 г. -первый железобетонный мост на Чуйском тракте через р. Катунь в
с. Усть- Сема. Главный инженер Тырышкин.
1959 г. - железобетонный мост через р. Иша.
1961 г. - Чуйский тракт входит составной частью в автомагистраль
Новосибирск-Бийск-Ташанта.
1964 г. - железобетонный мост через р. Бия.
С 1965 г. - перестроен ряд тяжелых и опасных участков дороги, в том числе перевалы Семинский и Чике-Таман.
1970 г. - железобетонный мост через р. Иня.
1995 г. - через реку Бия обводной мостопереход.
Главный инженер проекта М.В.Лилова.
Хронология строительства мостов


1935 г.март - построен деревянный мост через р. Катунь у с. Усть - Сема. Автор и руководитель строительства А.И.Труевцев.
1935 г.май - деревянный мост через р. Бия в г. Бийске, по проекту инженера А.Кнериевицкого.
1935 г.ноябрь- деревянный мост через р. Иша, по проекту и под руководством Л.И.Труевцева.
1936 г. - первый в мире двухканатный висячий мост через р. Катунь. Спроектирован инженером С.А.Цаплиным. Памятник мостопостроения сталинской эпохи.
1959 г. - первый железобетонный мост на Чуйском тракте через р. Катунь
в Усть-Семе. Главный инженер Тырышкин.
1959 г. - ж/б мост через р. Иша.
1964 г. - ж/б мост через р.Бия, г.Бийск
1970 г.сентябрь- ж/б мост через р.Катунь у с.Иня.
1995 г. - мостопереход через р.Бия, г.Бийск.

 Так выглядел  Чуйский тракт  в   начале 20 столетия

 
То же самое место в  наши дни

    


1 комментарий:

  1. Пишу после некоторого застоя. хотя, застоя как такового не было. Главное: Только что говоил с настоятелем Шебалинской церкви отцом Павлом. Но по порядку - в феврале мы встречались с ним. На встрече мы обсудили возможные места создания мемориала и пришли к выводу, что лучшее место близ села Топучая. Сразу за мостом через Сему, там где есть останки старого тракта. Как сообщил сегоднея Павел Александрович пообщался с жителями села и они одобрили и идею и само место. В эти дни в Москве заканчивается работа над проектом Часовни, которая станет главным звеном мемориала.
    Если все сложится удачно, то к осени часовня должна стоять.
    Она будет носить имя Анастасии Узорешительницы - покровительницы невольников. Это, я думаю, справедливо.
    Думаю, это лето и осень будут для меня и для тех, кто поддеражал идею мемориала весьма непростыми...

    ОтветитьУдалить