Пожалуй каждый, кто впервые сталкивается с трактом и с Горным Алтаем оставляет на его просторах частичку себя: невозможно остаться равнодушным к вензелям тракта, к его великолепному обрамлению величем горных хребтов, вдоль которого тянутся версты Чуйского.
Этот блог по задумке автора полностью будет посвящен ИСТОРИИ тракта. КЕМ, КАК и КОГДА он был создан? КТО трудился над перевоплощением непроходимых топей и неприступных горных перевалов в километры соверемнной дороги? ЧТО окружает тракт на всем его протяжении? Ответы эти и многие другие вопросы, которые задает тракт, надеюсь, помогут гораздо лучше узнать тракт и приподнять завесу над некоторыми тайнами, которые есть в его истории.
Краткая хронология строительства Чуйского тракта
.1788 г. -первые сведения о Чуйском тракте в письменных источниках. В начале 40-х годов Х1Хвека - русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач. В 50-60 годы века - у р.Бураты начинает действовать ярмарка. 60-е годы XIX века - делается участок дороги от Бийска до Алтайска и дальше до Шабалино на средства, выделенные купечеством. 1869 г. - генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов записку, в которой обосновал необходимость устройства колесной дороги вместо вьючной. 1877 г. - перестраивается участок от Шебалино до Онгудая. 1879 - 80 гг. - Онгудай - Хабаровка. От Хабаровки до монгольской границы путь был исключительно вьючный. 1885 г. - первые изыскательские работы на Чуйском тракте ведут инженеры М.А.Брещинский и техник А.И.Александров. 1892 г. - исследование на Чуйском тракте провел техник Н.Ивачев. 1900 г. - по непосредственному ходатайству князя Вяземского в Горный Алтай направлены исправник С.П.Лучшев и инженер И.И.Биль. Они составили смету о расчете ширины дороги в бомах 3,5 аршин, а в остальных мастах 5 аршин. Дорогу на подрядных условиях строили крестьяне близлежащих сел. 5 мая 1901 г.- начались работы по устройству колесной дороги сразу на перевале Чике-Таман, поскольку до него колесная дорога уже существовала. 16 июня1901 г. -под руководством поручика Федорова прибыла партия в Бийск, а затем в Хабаровку для проведения^ взрывных работ на болотах. 1903 г. - колесная дорога была проложена на всем протяжении Чуйского тракта. Существовали 3 паромные переправы. 1913 -1914 г. - изыскательские работы на Чуйском тракте под руководством техника В.Я.Шишкова, который предложил правобережный Катунский вариант. Май 1922 г. -Чуйский тракт объявлен дорогой государственного значения. 1922 г. - строится первый мост на Чуйском тракте у с. Усть- Сема, автор и руководитель А.И. Труевцев. Май 1935 г. -деревянный мост через Бию в г. Бийске по проекту инженера А. Кнушевицкого. Ноябрь 1935 г. -деревянный мост через р. Ишу построен по проекту и под руководством А.И. Труевцева. 1936 г. -первый в мире двухкабельный висячий мост через р. Катунь, спроектирован инженером С.А.Цаплиным. Существует ныне как памятник мостостроения. 1956 - 1957 г. - проведены работы по капитальному ремонту участка дороги Усть- Сема- Шебалино, с устройством черного покрытия. 1958 г. - начаты работы по капитальному ремонту участка Бийск- Майма. 1959 г. -первый железобетонный мост на Чуйском тракте через р. Катунь в с. Усть- Сема. Главный инженер Тырышкин. 1959 г. - железобетонный мост через р. Иша. 1961 г. - Чуйский тракт входит составной частью в автомагистраль Новосибирск-Бийск-Ташанта. 1964 г. - железобетонный мост через р. Бия. С 1965 г. - перестроен ряд тяжелых и опасных участков дороги, в том числе перевалы Семинский и Чике-Таман. 1970 г. - железобетонный мост через р. Иня. 1995 г. - через реку Бия обводной мостопереход. Главный инженер проекта М.В.Лилова.Хронология строительства мостов 1935 г.март - построен деревянный мост через р. Катунь у с. Усть - Сема. Автор и руководитель строительства А.И.Труевцев. 1935 г.май - деревянный мост через р. Бия в г. Бийске, по проекту инженера А.Кнериевицкого. 1935 г.ноябрь- деревянный мост через р. Иша, по проекту и под руководством Л.И.Труевцева. 1936 г. - первый в мире двухканатный висячий мост через р. Катунь. Спроектирован инженером С.А.Цаплиным. Памятник мостопостроения сталинской эпохи. 1959 г. - первый железобетонный мост на Чуйском тракте через р. Катунь в Усть-Семе. Главный инженер Тырышкин. 1959 г. - ж/б мост через р. Иша. 1964 г. - ж/б мост через р.Бия, г.Бийск 1970 г.сентябрь- ж/б мост через р.Катунь у с.Иня. 1995 г. - мостопереход через р.Бия, г.Бийск. Так выглядел Чуйский тракт в начале 20 столетия То же самое место в наши дни | |||
Пишу после некоторого застоя. хотя, застоя как такового не было. Главное: Только что говоил с настоятелем Шебалинской церкви отцом Павлом. Но по порядку - в феврале мы встречались с ним. На встрече мы обсудили возможные места создания мемориала и пришли к выводу, что лучшее место близ села Топучая. Сразу за мостом через Сему, там где есть останки старого тракта. Как сообщил сегоднея Павел Александрович пообщался с жителями села и они одобрили и идею и само место. В эти дни в Москве заканчивается работа над проектом Часовни, которая станет главным звеном мемориала.
ОтветитьУдалитьЕсли все сложится удачно, то к осени часовня должна стоять.
Она будет носить имя Анастасии Узорешительницы - покровительницы невольников. Это, я думаю, справедливо.
Думаю, это лето и осень будут для меня и для тех, кто поддеражал идею мемориала весьма непростыми...